1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи (4 класс) - ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Индекс материала
Логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи (4 класс)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Все страницы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи учащихся с нарушениями письменной речи включает в себя следующие разделы:

  1. 1.Словоизменение имен существительных.
  2. 2.Согласование имен прилагательных и глаголов с именами существительными.
  3. 3.Словообразование основных частей речи.
  4. 4.Лексика и фразеология.


Весь материал распределен по учебным четвертям. В каждой четверти рассматривается один раздел программы. Дидактическим сопровождением программы служат четыре тетради для логопедических занятий, по одной тетради на четверть:
Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2006.
ü
Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006.
ü
Козырева Л. М. Как образуются слова. Ярославль, 2006.
ü
Козырева Л. М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006.
ü

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Разделу программы «Словоизменение» соответствует тетрадь № 5 «Путешествие в страну падежей».


В тетради рассматриваются вопросы, связанные с практическим использованием падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе. Основной целью работы над данным разделом является устранение аграмматизмов в управлении в устной и письменной речи. Материал разбит по падежам. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов;
  • дифференциация смешиваемых предлогов (В—НА в винительном и предложном падежах; С—ИЗ в родительном падеже; НАД—ПОД в творительном падеже);
  • дифференциация смешиваемых окончаний(-а—-у в родительном падеже; -у— -е в предложном падеже; -а, -я, -ы, -и в именительном падеже множественного числа; -ов, — ей, нулевое окончание в роди¬тельном падеже множественного числа и другие);
  • дифференциация смешиваемых падежей (роди¬тельный — винительный падежи единственного числа: «Купить молоко — налить немного молока»);
  • дифференциация верных и нелепых логико-грамматических конструкций для каждой падежной формы;
  • моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа);
  • поиск конкретных падежных форм в стихотворных текстах и в текстах пословиц.

По завершении работы над материалами раздела учащиеся выполняют контрольные задания в виде тестов. Ответы на них помещены в конце тетради. Применяется два вида тестов: тесты «Верно-неверно», выполняя которые нужно соглашаться или не соглашаться с данным утверждением, и тесты на выбор правильного ответа из четырех предложенных. Первый тест содержит теоретические вопросы, второй тест — практические задания. Тесты имеют нормативы, позволяющие оценить, на каком уровне ученик усвоил тему и преодолел ли имевшиеся у него отставания по данной теме.


Выполнив задания, помещенные в тетради, учащиеся научатся правильно употреблять падежные формы существительных с предлогами и без предлогов, запомнят падежные вопросы и будут правильно ставить их к словам в предложении, расширят свой словарный запас, познакомятся с классическими стихотворными текстами, что будет способствовать развитию их читательского вкуса.

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Во второй четверти работа посвящена устранению ошибок в согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными.

Как известно, имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, а глаголы настоящего времени — в числе, глаголы прошедшего времени — в роде. Последовательно рассматриваются все виды согласования. Дидактическим сопровождением является тетрадь № 6 «Секреты прилагательных и тайны глаголов».

Вначале уточняется понятие «род имени существительного», так как это понятие является базовым, опорным для дальнейшей работы. Приступать к заданиям по согласованию прилагательных можно только после полного усвоения категории рода существительных.

Для более наглядного показа в упражнения на согласование вначале берется одно и то же прилагательное, и к нему подбираются подходящие существительные всех трех родов (теплый квас, теплая вода, теплое молоко). Дается алгоритм правила:

  1. 1.Определи род имени существительного;
  2. 2.Выбери правильный вопрос к прилагательному (какой?, какая?, какое?);
  3. 3.Назови прилагательное с нужным окончанием.

Важно показать зависимость рода прилагательного от рода существительного, для этого нужно обучать ставить вопрос от существительного к прилагательному.
Параллельно проводится работа на развитие словарного запаса с помощью заданий на подбор прилагательных по заданным признакам. Уделяется также внимание лексической сочетаемости, то есть способности того или иного слова сочетаться с другим словом. В конце каждой темы дана таблица — банк данных. Заполняется она по¬степенно, по мере выявления необходимых для заполнения фактов, и служит для закрепления темы. Способствует также развитию орфографической зоркости учащихся.


По завершении работы над материалами раздела учащиеся выполняют контрольные задания в виде тестов.


Тема «Словоизменение глаголов» посвящена согласованию глаголов настоящего времени с существительными в числе и согласованию глаголов прошедшего времени с существительными в роде.


Учащиеся учатся ставить вопросы от существительных к глаголам, выбирая вопрос единственного (что де¬лает?) или множественного (что делают?) числа в зависимости от числа существительных. При согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде нужно определить род существительного, а затем выбрать нужный вопрос (что делала? что сделала? — для женского рода; что делало? что сделало? — для средне¬го рода) и поставить его к глаголу. В вопросе выделяется окончание, такое же окончание должно быть и у глагола. Глаголы с возвратными суффиксами рассматриваются отдельно, обращается внимание на место окончания (не в конце слова, а перед возвратным суффиксом).


По завершении работы над упражнениями дети выполняют контрольные тесты, которые оцениваются по нормативам, приведенным в конце тетради.

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
В третьей четверти учащимся предстоит уточнить и закрепить основные словообразовательные модели, а также усвоить понятие «однокоренные слова». Дидактическим сопровождением раздела «Словообразование» будет тетрадь № 7 «Как образуются слова».


Основные задачи работы по материалам тетради:
 

  • устранение аграмматизмов в словообразовании;
  • овладение суффиксальным и приставочным способами образования основных лексико-грамматических разрядов слов (существительных, прилагательных, глаголов);
  • уточнение значения понятия «однокоренные слова»;
  • развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов;
  • развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава;
  • развитие способности проводить разбор слов по составу;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие связной речи.


В тетради содержится четыре темы: «Однокоренные слова», «Суффиксальное словообразование», «Приставочное словообразование», «Состав слова».

В теме «Однокоренные слова» логопед в первую очередь должен научить детей различать родственные и не¬родственные слова. Решать данную задачу надо, опираясь на два показателя: наличие сходства значений и наличие общего корня. Отсутствие смыслового сходства при этом является достаточным основанием для того, чтобы сравниваемые слова не считались родственными, тогда как вариативность буквенного состава корней допускается в родственных словах (в случае чередования гласных или согласных букв). С другой стороны, полного совпадения, корней по написанию бывает недостаточно для признания данных слов однокоренными.


Дети учатся выделять родственные слова из предложенных на материале заданий, в которых представлены для сравнения однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы, а также слова с омонимичными корня¬ми. Зачем детям нужно уметь отличать родственные слова от им подобных? Умея подбирать правильно родственные слова, ученик сможет из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной глас¬ной в корне, а не возьмет какое-то случайное, неподходящее слово.

Полезным для развития словарного запаса, а также для развития умения ориентироваться в гнездах родственных слов считается знакомство с историей происхождения того или иного слова. Найти «дальних» родственников, то есть установить этимологическую связь между словами, учащиеся попытаются при выполнении заданий на классификацию, а также отгадывая загадки о происхождении слов-названий птиц, цветов, грибов.

В конце темы дети самостоятельно выполняют контрольные задания «Выбери правильный ответ» и «Верно — Неверно».


Тема «Суффиксальное словообразование» разбита на три части: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы», «Суффиксы профессий», «Суффиксы прилагательных».

Главное направление в работе над первым блоком темы — устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. У части детей не преодолено детское словотворчество, им свойственно употребление детских неологизмов (маленький лес — «лесик», маленький дуб — «дубик» и так далее). Поэтому в заданиях предусмотрена необходимость выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком. Дети сравнивают образованные ими слова с нормой, всякий раз анализируя слово с помощью вопроса: «Говорят так или не бывает такого слова?» — и делают вывод о правильности полученного слова. К осознанному отношению в выполнении заданий приучает и работа по поиску ошибок в употреблении суффиксов. Развитию орфографической зоркости помогает заполнение банка данных по теме. Каждый вновь используемый суффикс заносится в таблицу, желательно написать его ярко, фломастером или цветной ручкой, чтобы зрительный образ смог остаться в непроизвольной памяти.

Работая над блоками «Суффиксы профессий» и «Суффиксы прилагательных», логопед старается расширить словарный запас детей поданной тематике. Обращается также внимание на частотность употребления того или иного суффикса, находятся суффиксы - «чемпионы», то есть самые продуктивные суффиксы. Формируются банки данных и по этим категориям суффиксов с тем, чтобы зрительный образ лучше закрепился в памяти.

В конце темы ученики выполняют контрольные задания самостоятельно.
Тема «Приставочное словообразование» начинается с усвоения наиболее легких по значению приставок— при¬ставок с пространственным значением. Рассматриваются случаи употребления данных приставок в однокоренных глаголах. Различие в значениях пространственных при¬ставок очень хорошо иллюстрируется с помощью практических действий, схем и картинок. Таким образом, на примере этой темы ученикам легко сделать вывод о той роли, которую играет приставка в слове. Создается понимание того, что приставка — значимая часть, и поэтому нужно стараться правильно ее использовать, чтобы не исказить смысл слова. Далее учащимся предлагается обратить внимание на многозначность некоторых при¬ставок. Одна приставка употребляется в разных словах, и нужно установить ее значение в каждом случае. В случае затруднений при выполнении данного вида задания самостоятельно логопед оказывает помощь, по отказываться от выполнения даже трудных задании не следует. Известно, что дети с дисграфией часто допускают неразличение приставок и предлогов. В тетради имеется тема «Дифференциация приставок и предлогов», выполняя задания которой ученики сумеют преодолеть трудности в различении приставок и предлогов. Вначале работа идет на материале разных по буквенному составу приставок и предлогов, а затем сравниваются одинаковые приставки и предлоги.


В конце темы даны тесты для самостоятельного выполнения.

В теме «Состав слова. Закрепление» происходит обобщение и закрепление полученных сведений по темам практического словообразования. Дети должны уметь свободно ориентироваться в составе слова, знать место в слове той или иной его части, не искать суффикс в начале слова, а приставку в конце. С помощью банков данных у детей накоплен фактический запас различных суффиксов и приставок; по буквенному образу дети должны определить, что за часть слова перед ними, и уметь подбирать слова с заданной частью.

В данной теме много заданий на разбор слов по составу, на подбор слов к заданным схемам. Такие задания способствуют развитию пространственного мышления, помогают осознанно относиться к предъявляемому мате¬риалу. В конце даны контрольные задания. Оцениваются контрольные задания по нормативам, согласно которым ставится оценка.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Четвертая четверть — время рассмотрения лексических тем: многозначных слов, синонимов и антонимов. Методическим сопровождением является тетрадь «Слова-друзья и слова-неприятели». Выполняя задания, данные в тетради, дети познакомятся с понятием многозначности, научатся использовать синонимические средства, применять антонимы, введут в свой активный словарь фразеологические обороты.

В первой теме дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, по¬упражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно строить высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.

Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор детьми, представлен в виде фразеологических оборотов. Фразеологические обороты по своему употреблению принадлежат к разговорной речи, они доступны и понятны детям. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть из тех фразеологизмов, с которыми встретятся при выполнении заданий.

Приступая к работе над заданиями из темы «Синонимы», сразу же надо показать учащимся отличие синонимического ряда от гнезда родственных слов: при общем признаке — сходстве по смыслу, — эти группы различаются тем, что синонимический ряд включает слова только одной части речи и не содержит, как правило, в своем составе однокоренных слов.

Детям с нарушениями речи, имеющим бедный словарный запас, обычно трудно выполнять задания на подбор синонимов, поэтому в первых упражнениях им предлагается не подобрать синоним к тому или иному слову, а вы¬брать готовый синонимический ряд из ряда слов, а также найти соответствия, объединяя синонимы в пары. Готовые образцы синонимических рядов и пар слов-синонимов демонстрируются детям в качестве примеров для наблюдения и запоминания. После этого начинается работа над использованием синонимов в речи. Предупреждению ошибок на неуместное использование слов посвящены упражнения, показывающие возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Опираясь на свой речевой опыт, используя помощь логопеда, дети подбирают нужные слова в словосочетания и предложения.


Тема «Грамматическая сочетаемость» включена для предупреждения грамматических ошибок в управлении. Конечно, эти задания выполняются с помощью логопеда. Дети должны запомнить правильные варианты составления словосочетаний.

Синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Ученики выполняют задание по редактированию предложений, устраняют повторяющиеся слова. Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

Далее рассматривается синонимия многозначных слов. Очень важно показать, что разные значения одно¬го многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Выполняя задания этой темы, дети увидят, что синонимы нужны для более точного выражения мысли.

И только последние задания — на самостоятельный подбор синонима к заданному слову. Заполнение таблиц можно провести в форме игры, с подсчетом очков за каждое правильное слово.

В конце темы помещены контрольные задания, которые выполняются самостоятельно. Оцениваются данные задания по нормативам.

Работа с материалами из темы «Антонимы» тоже основана па принципе от простого к сложному. Распределить слова на антонимические пары сможет, наверное, практически каждый ученик. Затем предстоит найти антонимы и текстах пословиц и стихотворении. Выполнив эти задания, дети получат опыт работы с антонимами, и им будет легче справляться с подбором антонимов к заданным словам. Вначале нужно вставить недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст. Антонимы-прилагательные восстанавливаются в предложениях легче, чем глаголы или существительные, поэтому больше дано предложений на восстановление прилагательных. Когда ученики справят¬ся с подбором слов-антонимов в текстах, можно начинать заполнять таблицы. В заключение рассматриваются темы: «Подбор антонимов к многозначным словам» и «Фразеологизмы-антонимы».
В конце раздела помещены контрольные задания.

Развитие связной речи
В настоящую программу включены отдельные занятия по развитию связной речи по мере рассмотрения грамматических тем. Всего таких занятий шесть.
Вторая четверть:
Грамматическая тема: Согласование прилагательных с существительными в роде
Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе
Согласование глаголов прошедшего , времени с существительными в роде

Занятие по развитию речи:

Рассказ по опорным словосочетаниям
Рассказ по опорным словам
Рассказ по серии картинок и опорным словам


Третья четверть

Грамматическая тема: Однокоренные слова
Суффиксы профессий
Приставочное словообразование

Занятие по развитию речи:

Рассказ по опорным словам
Рассказ по серии картинок и опорным словам
Составление рас¬сказа из отдельных предложений, данных вразбивку

Кроме этого, коррекция недостатков в развитии связной речи осуществляется на всех логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми предложениями, при этом использовать несколько предложений, чтобы составилось маленькое связное высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов. Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается помощь в виде побуждения к составлению рассказа.

Для создания ситуаций, приводящих к активному ис¬пользованию речи, применяются кукольные персонажи, с которыми дети охотнее общаются. Дети с более развитой речью могут взять на себя роли таких персонажей, и это послужит мощным стимулом к развитию их речи. Амплуа кукольного персонажа — не очень грамотный, но симпатичный «Торопыжка», которого хочется поправить, но не высмеять. Его ошибки заметней, чем собственные. Так дети научатся искать ошибки и в своих работах.



Галчонок: меню