1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Практический материал: прочитай предложения

Прочитай предложения, вставь подходящий по смыслу предлог над или под.
Крот прорыл ход _______ землёй. _______ рекой поднимался густой туман. _______ ногами шуршала трава. Дрова убрали _______навес. Крот живёт _______ землей. Собака спала _______ столом. Ласточка свила гнездо _______ крышей. _______ озером резвились стрекозы. Серый волк _______ горой не пускает вас домой. _______ нами кружились бабочки. Самолёт летел _______ лесом.

Прочитай предложения, вставь пропущенный предлог под или из-под.
От дождя мы спрятались _______ деревом. _______ дивана вымели мусор. Зайчик сидел _______ кустом. Зайчик выскочил _______ куста. _______ дубом ребята нашли много желудей. _______ полом скреблись мыши. Картошку вытащили _______ пола. _______ шляпы виднелись волосы. Спрячь волосы _______ шляпу.

Замени предлог из-под предлогом под, правильно составь предложение.
Образец: Лошадь поставили под навес.
Лошадь вывели из-под навеса.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коробку вытащили из-под кровати.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из-под крыши нашего дома вылетели голуби.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замени предлог под предлогом из-под, правильно составь предложения.
Коробку спрятали под кровать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Под крышей нашего дома жили голуби.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лодка плыла под мостом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кошка спала под столом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Под машиной лежал шофёр.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Под шкафом скопилось много пыли.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составь предложения.
Под, срубили, ёлку, корень
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маленький, пробивался, из-под, росток, земли
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Щука, большая, под, ушла, воду
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Платье, из-под, виднелось, пальто
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выползла, из-под, пня, змея
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы, грибы, под, сухими, листьями, нашли
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставь пропущенные предлоги.
Дача стоит ________ реки. ________ рекой виден лес. Охотник возвращался домой ________ богатой добычей. ________ руках охотника было новое ружьё. Волны ________ шумом бились ________ берег. ________ магазина  привезли ________ школу новую мебель. Светлана ________ Костей сидят ________ одной партой.  Голубые  незабудки выглядывают ________ травы. ________ даче мы пили чай ________ вареньем. Аллея красных роз вела прямо ________ озеру. Один лебедь отстал ________ стаи. Солнце спряталось ________ тучу. ________ зоопарке мы долго наблюдали ________ обезьянами. Сначала обезьяны раскачивались ________ ветках, зацепившись ________ них хвостами. Потом начали ловко перескакивать ________ ветки ________ ветку. Утомившись, обезьяны расселись ________ ветках. Петя вошел ________ класс. Он сел ________ парту. Вынул ________ портфеля книги и положил ________ парту. Петя сидит ________ Юрой. Учитель вызвал Петю ________ доске. Мальчик стоит ________ доски и отвечает ________ вопросы учителя. Дятел стучит ________ коре дерева. Звонко запел жаворонок ________ полями. Стройная ёлочка росла ________ поляне. Тёплая берлога ________ медведя.

Ответь на вопросы, используя слово «школа».
Куда идут ученики?
____________________________________________________________________________________________
Где собираются ученики утром?
____________________________________________________________________________________________
Где находится спортивная площадка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Откуда пришли ученики?
____________________________________________________________________________________________
Ответь на вопросы, используя слово гора.
Куда пошли дети?
____________________________________________________________________________________________
Где стоят дети?
____________________________________________________________________________________________
Куда везут дети санки?
____________________________________________________________________________________________
Откуда съехали дети?
____________________________________________________________________________________________

Озаглавь текст. Спиши. Подчеркни имена прилагательные.
            Узкая тропинка вывела к обширному парку. Могучий дуб важно стоял у входа в парк. Стройные осинки тревожно трепетали на ветру зелёными листочками. Стайка птиц села на молодую берёзку.
            Летнее солнце скрылось. Стало прохладно. С озёрной стороны неслись ароматные запахи трав.

Имя прилагательное

Прочитай ряды родственных слов. Спиши, заканчивая их именами прилагательными.
Родина, родиться, _____________________________
Ночь, ночевать, ночёвка, ночлег, _________________
Лить, наливное, переливать, _____________________
Оттенки, тень, теневой, затенить, ________________
Пахнет, запах, ________________________________
Показ, показывает, ____________________________
Имя прилагательное
Прочитай, определи род прилагательных.

Алое тонкое облачко. Сухая былинка. Горячий чай. Утренняя заря. Румяная вишня. Ранняя весна. Золотистый виноград. Зрелый колос. Тёмная тучка. Яркая радуга. Дальняя дорога. Соседняя роща. Ближний луг.

Имя прилагательное
Подбери прилагательные к данным существительным.

_______________ коса, _______________ сено, _______________ луг, _______________ прохлада, _______________ небосклон, _______________ лес, _______________ парк, _______________ песня, _______________ соловей, _______________ деревня, _______________ запах, _______________ прогулка, _______________ яблоко.

Имя прилагательное
Продолжи ряды синонимов.

Красивый, живописный, ________________________
Приветливый, нежный, ________________________
Ловкий, юркий, ______________________________
Добрый, добродушный, _______________________
Беззаботный, ________________________________
Хитрый, ____________________________________
Яркий, красочный, _____________________________
Светлый, лучистый, ____________________________

Имя прилагательное
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные окончания, обозначь род имён прилагательных.

Квартиру Жуковского наполнял мелодичн____ тих____  перезвон колоколов Московского Кремля. Сер____  небо голубело. Радость охватила Василия Андреевича. Он вышел на улицу. Золот____ звон  всё торжественнее поднимался над городом. Белоснежн____  голуби летели  навстречу дню. Всходило ярк____  солнце. Кремль тянул к себе, как магнит. Удивительн____  красота памятников русской истории зачаровывала поэта.

Имя прилагательное
Выбери имена прилагательные, подбери к ним существительные.

Ослепительно, ослепительный, удивительно, удивительная, далеко, далёкие, очарование, очаровательное, торжество, торжественная, радостное, радость, бледный, бледнеть, жёлтенький, желток, внимание, внимательный, Русь, русский, прекрасно, прекрасный, солнце, солнечный, интересно, интересный, прохладно, прохладный, один, одинокий.

Имя прилагательное
Прочитай. Спиши. Найди прилагательные мужского и среднего рода и выдели окончания.

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. В тихий зимний день войдёшь в лес – дышишь и не надышишься. Глубокий чистый снег лежит под деревьями. Над вершинами синеет ясное небо. Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Спокойно в зимнем лесу, но ухо ловит иногда тонкий звук, осторожный шорох. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса.
(по И.Соколову-Микитову)

Имя прилагательное
Спиши словосочетания, ставя перед прилагательными вопрос, допиши окончания прилагательных, обозначь род и падеж существительных и прилагательных.

                                                                             М.р.  Т.п.
О б р а з е ц: любовался (каким?) пушистым  зверьком.
Идёшь по снежн___ лесу; любуешься сказочн___ видом; подошёл к обрывист___  берегу;  зажмурился от ярк___  солнца; кружится в син___  небе; увидел под стра___  деревом; остановился перед  глубок___ оврагом; рассказал о зимн___  дне; покрылся тонк___ льдом; вспомнил о ранн___  утре.

Составьте слова из слогов, запишите получившиеся слова в тетрадь.
Ка-мас, та-пас, ты-кус, ры-ша, ки-ру, па-ли, ги-но, ло-мы, та-кар, ка-круж, ка-шап, лаш-ша, на-вес, шок-ме, ба-тру, ка-бул, ка-мис, ма-до, ши-у, па-шля, ка-чаш, ло-ши, жи-лы, ба-жа.

Составьте слова из слогов, запишите получившиеся слова в тетрадь.
ба-ры, ки-нос, на-ши-ма, тец-си, чи-клю, ка-руч, ка-ба-буш, за-ро, лец-па, тя-тё, ки-оч, ка-де-душ, ка-кор, ны-мо-ли, ла-кук, ка-лож, лы-сто.

Составьте слово, добавив начальный слог.
(но)…сок, (за)…бор, (ры)…ба, (ме)…шок, (лен)…та, (ста)…кан, (мис)…ка, (гри)…бы, (кры)…ша,
(бел)…ка.

Спишите слова. Разделите их на слоги, подчеркните гласные (образец: ко-за, пи-рог).
Коза, лужа, сани, зима, риса, роза, Маша, луга, рама, роща, Вова, трава, школа, плита, книга, марка, мосты, буквы, шапка, кофта, карта, диван, малыш, домик, завод, банан, лимон, садик, голос, пирог, замок, картон, листок, матрац, пиджак, кружок.

Спишите слова. Разделите их на слоги, подчеркните гласные (образец: ра-бо-та, о-хо-та).
работа  молоко  пузыри  охота   рисую
машина  заводы  сапоги  осока   думаю
музыка  вагоны  топоры  озеро   вымою
берёза  ворона  моторы  уроки   болею
паруса  сорока  сухари  утята   копаю

Спишите слова. Разделите их на слоги, подчеркните гласные (образец: кар-тош-ка).
картинка        рубашка         ярмарка
корзинка        ниточка искорка
листочки        крыжовник       игрушка
морковка        кружечка        стаканчик
картошка        девочка красочный

Сначала выпишите слова, состоящие из одного слога, затем из двух и трех слогов. Подчеркните гласные звуки.
Пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, рысь, брат, ребята, мальчики, стон, капуста, щука, тишина, ракета.

Выпишите из текста слова, состоящие из одного слога, в один столбик, слова, состоящие из двух слогов, - в другой столбик, состоящие из трех слогов – в третий. Подчеркните гласные.
У дома сад. В саду клумба. На клумбе разные цветы: тюльпаны, розы, маки.
Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ, Володя несет леща бабушке.
У Пети папа – плотник. У Веры папа – повар. У Полины папа – капитан. У Наташи – врач. У Риты – сталевар.

Спишите текст, не деля слова на слоги. Подчеркните гласные буквы.
Ле-то.
На-сту-пи-ло  ле-то.  По-ля-на  по-кры-та  цве-та-ми. Де-воч-ки  рва-ли  цве-ты. У  Ри-ты  боль-шой  бу-кет  ко-ло-коль-чи-ков. У  Ма-ши  бу-кет   ро-ма-шек.  Со-ня  пле-ла  ве-ноч-ки. Всем  бы-ло   ве-се-ло.

Спишите текст, не деля слова на слоги. Подчеркните гласные буквы.
Зи-ма.
При-шла  хо-лод-на-я  зи-ма.  Кру-гом  мно-го  сне-га. На-ме-ло  боль-ши-е  суг-ро-бы.  Де-ти  на  го-ре.  О-ни  ка-та-ют-ся  на  лы-жах,  а  Ми-ша  и  Ко-ля  на  пру-ду.  У  них  конь-ки.            Ве-се-ло  ка-тать-ся  на  конь-ках.

Спишите предложения, разделите слова на слоги.
Кошка спала.    Тесто месят.    Столы стоят.
Мышка ушла.     Ножик точат.    Дожди идут.
Марта стучит.   Марки клеят.    Ветры дуют.
Рыбка плывёт.   Лапка болит.    Солнце светит.

 

Галчонок: меню